МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ

«ОТ АВАНГАРДА ДО НАШИХ ДНЕЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ »

СТИХИЯ ОГНЯ
Государственный Эрмитаж, здание Главного штаба
15 марта 2013 года состоялось
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ К 100-ЛЕТИЮ ПРЕМЬЕРЫ
ФУТУРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ «ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ»

Опера «ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ»

Либретто – Алексей Крученых
Музыка – Михаил Матюшин, Игорь Рогалев, Игорь Воробьев, Леонид Резетдинов,
Сергей Полозов, Антон Танонов, Динара Мазитова, Артур Зобнин, Элина Лебедзе
Режиссер-постановщик – Софья Сираканян
МУЖСКОЙ ХОР И МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ОРКЕСТР
КАПЕЛЛЫ «ТАВРИЧЕСКАЯ»
Дирижер – Михаил ГОЛИКОВ

15 марта в Атриуме Главного Штаба Государственного Эрмитажа состоялось Открытие Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней». В первый вечер слушателям была представлена современная редакция футуристической оперы «Победа над солнцем». Оригинальная музыка Матюшина прозвучала в начале спектакля, а в дальнейшем использована музыка наших современников, как уже известных, так и студентов консерватории. Предварило исполнение этого оригинального произведения Открытие выставки, посвященной 100-летию премьеры оперы.

«Эта футуристическая опера была первым ударом по классическим канонам жанра, своеобразным манифестом эстетики отрицания. Авторы «Победы над солнцем» — М.Матюшин, К.Малевич и А.Крученых, по существу, предлагали современникам версию антиоперы, а точнее жанра, имитирующего во всех деталях черты «королевы» классического музыкального театра, но «наизнанку». Опера призвана была не столько вызвать дискуссии, сколько произвести скандал и тем заявить о себе и о своем месте в истории новой культуры. Такое глобальное по замыслу театрально-музыкальное действо, как Первая футуристическая опера, ничем не должно было походить на оперу традиционную. Музыкальные или квазимузыкальные номера чередовались с речевыми монологами, диалогами, эксцентрикой. Ее драматургия фактически основывалась на использовании символов-аллегорий на фоне отсутствия сюжета. Сценография спектакля стала едва ли не одной из его самых заметных сторон: начиная от манипуляций со светом, пространством, движущимися объемами и кончая обобщающим значением, смысловой доминантой декораций и костюмов. Ведь именно в «Победе над солнцем» К.Малевич впервые раскрывает философскую символику супрематических фигур и, в частности, черного квадрата.

Успех спектакля был оглушителен. Скандал состоялся, публика поддалась на провокацию. При известных просчетах и недоработках (в том числе, в исполнительском плане, о чем М.Матюшин с сожалением писал позднее), «Победа над солнцем» стала одним из центральных событий 10-х годов, проложив магистраль не только для дальнейшего развития (в том числе, музыкального) театра, но и создав модель художественного произведения новой эпохи» (И.Воробьев).

В исполнении приняли участие: Ольга Георгиева (сопрано), Александр Кулинкович (тенор), Сергей Березкин  (контртенор), Даниил Капусто (баритон), Артем Камалитдинов (бас), Александр Бородин (бас), Юрий Заряднов (бас), Евгений Серзин и Дмитрий Белов (драматические артисты), Эдуард Драгунов (горловое пение). Фольклорный ансамбль (хормейстер Евгения Редькова): солистки — Анна Винсковская (сопрано), Динара Кобелева (альт); Артисты балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Помощник режиссера – Элина Амромина, балетмейстер – Илья Устьянцев, концертмейстеры – Юлия Грехова, Анна Петрова, видеохудожник – Александр Малышев.

Капелла «Таврическая» учреждена Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ и компанией «Арт-Ассамблеи» к 220-летнему юбилею Таврического дворца. Оркестр Капеллы «Таврическая» аккомпанировал З.Соткилаве, В.Герелло, И.Богачевой, И.Бутману, Е. Мечетиной, Д.Голощекину, А.Кроллу, Терем-квартету, А.Князеву, А.Сафина, А.Кальварскому, Х. де ла Рубиа, Ф.Гойе, Х.Иноуэ, Ю.Розуму, П.Осетинской, Е.Мечетиной и многим другим. Капелла «Таврическая» осуществляет свою деятельность под патронатом лично Владимира Владимировича Путина.

Пресса — «ТопСПБ»