Хуан де ла Рубиа – органист из Барселоны, преподаватель Высшей школы музыки в Каталонии, главный органиста базилики Саграда Фамилия (Барселона).
Хуан, Вы не первый раз в России. Какой этот визит по счету и в каких городах Вы бывали?
— Это мой восьмой приезд в Россию.
Я играл несколько раз в Москве, в Петербурге. Не только в Таврическом дворце, но и в Мариинском концертном зале, в Нижнем Новгороде и Калининграде.
В Калининграде в Соборе или в Филармонии?
— В Соборе.
Какой орган Вам понравился больше?
— Все органы разные, у каждого своя душа. Понравился орган в католическом соборе Москвы – он очень большой, с огромными возможностями, со многими регистрами. Очень большой орган в Калининграде. Орган Таврического дворца более скромный по размерам, но для меня он более совершенный, как по звучанию, так и по своим эстетическим качествам. И конечно, мне нравится его отличное состояние, на нем очень приятно играть. Также для меня особенное удовольствие играть в концертных залах, а не в церквях. Как в случае с Таврическим дворцом, так и с Мариинским концертным залом.
А почему Вам нравятся именно концертные залы? Ведь в церквях всегда лучше акустика?
— Гораздо чаще я играю в церквях, поэтому для меня особенно ценны выступления именно в концертных залах. Конечно, игра в концертом зале имеет свои недостатки, например акустика. Но есть и преимущества: в концертном зале люди не только слышат музыку, но и видят исполнителя.
То есть слушатели рассматривают молодого симпатичного органиста, а не слушают музыку?
-Нет, нет, я не об этом! Здесь есть возможность дополнительного самовыражения. Многим людям нравится не только слушать, но и смотреть, как играет исполнитель, как держится во время игры. Разумеется, это не главное, но в целом помогает ощутить и почувствовать музыку.
Нижний Новгород, Москва, Калининград, Петербург – очень разные города. Какие ощущения в целом от России? Были какие-то особенные впечатления?
— Когда я первый раз приехал в Россию, для меня это было настоящим приключением. Первые впечатления были превосходными, в первую очередь благодаря теплому приему российских организаторов. Самые первые мои выступления в Католическом соборе в Москве и в Мариинском концертном зале Петербурга прошли в зимний период, и для меня, южного жителя, это было тяжело климатически. Безусловно, я был поражен колоссальным историческим наследием – церквей, музеев, дворцов. У меня осталось впечатление, что я увидел только самую малую часть. Москва — настолько огромный город, что его просто невозможно охватить. Петербург – город более европейский, с огромным культурным наследием.
Расскажите о Барселоне… В представлении российских туристов Испания – страна, где много органов. Какова ситуация в Барселоне с этими инструментами?
-Сегодня я гулял по городу, около Эрмитажа, видел объявления о концертах. Сравнивал с Барселоной. Мне жаль, что кризис в Испании охватил не только экономику, но и культуру. Петербург не создает такого впечатления, здесь культурная жизнь заметно активней — много концертов, спектаклей и других культурных мероприятий.
В Барселоне, как и в других областях Испании большой вред причинила Гражданская война 30-г.г. Тогда практически все средиземноморские области – от границы с Францией до Гибралтара были опустошены, не могли не пострадать и церкви. В Каталонии было огромное органное наследие, сейчас остались и действуют всего порядка десяти инструментов. Но строятся и новые органы, в частности в Барселоне — в церкви Санта-Хема, в зале в стиле модерн Губерниста, орган монастыря Монсеррат. Все эти органы возрождают настоящий интерес и вкус к этому прекрасному инструменту.
Насколько обширна концертная органная деятельность в Барселоне? Как часто проходят концерты?
-Один концерт в месяц в базилике Саграда Фамилия, во Дворце музыки тоже есть свой музыкальный цикл – три-четыре концерта в год. Кроме того в городе есть и другие органы – например в приходской церкви Ремей. Также в концертном зале Метрополитен Ария выступают студенты Высшей школы музыки Каталонии.
Есть ли в Высшей школе музыки Каталонии кафедра органа или только отдельно класс? Сколько студентов обучается игре на этом замечательном инструменте?
— У нас есть класс органа. Но очень много различных направлений: классические, старинные инструменты Каталонии, современная музыка, джаз, музыковедение, педагогика, звукология.. Органный класс входит в состав кафедры классической музыки. Всего у нас 6-7- студентов – органистов, которых обучает один профессор.
Вы преподаете импровизацию. На последнем концерте Вы импровизировали на тему старинного лютеранского хорала в классическом стиле барокко. Прошлые Ваши импровизации были другими. Что для Вас импровизация – возможность встроиться в какой-то стиль – французский, немецкий? Или же это только Ваша собственная импровизация, импровизация души музыканта?
— Я импровизировал в Берлине с Вольфгангом Зайфеном. Его обязательно нужно пригласить выступить в Таврическом. Это музыкант-импровизатор самого высочайшего уровня, способный импровизировать в каждом музыкальном стиле.
Если говорить об импровизации в общем, её цель на концерте – безусловно, шоу. Показать публике, что ты способен сочинить что-то непосредственно в данный момент. В рамках концерта можно сделать стилистическую или свободную импровизацию. Здесь уже не будет такого жесткого языка – барочного или немецкого, просто творишь свой собственный стиль. Тембр органа, его звучание, настроение, собственные ощущения имеют огромное значение в выборе стиля импровизации. Например, на открытии органа в Таврическом дворце я играл импровизацию на тему песни «Вдоль по Питерской».
Вы являетесь главным органистом базилики Саграда Фамилия в Барселоне, которая играет важнейшую роль в европейском искусстве XX века. И, видимо после того, как будет окончено строительство, базилика будет самым большим католическим храмом Испании. В связи с этим интересно узнать, какова ситуация с органом и какие планы строительства?
-Сейчас в Базилике есть первый малый орган — алтарный орган в пресвитерии, практически такой же, как в Таврическом. Относительно маленький, конечно же. Сама базилика в двадцать раз больше зала Таврического дворца. При строительстве органа мы опираемся на два аспекта — слова Антонио Гауди и потребности нашего времени. Величайший архитектор очень ценил музыку, особенно хоровую, а она нуждается в органном сопровождении. Он задумывал орган или несколько органов в средокрестии, центральном месте храма, к которому обращено основное внимание прихожан. Место для хора в храме достаточно большое, хор может состоять из 800 человек. Мы думаем о строительстве большого органа, который бы гармонично сочетался с нынешним алтарным органом в пресвитерии. В то же время этот архитектурно-музыкальный комплекс должен быть созвучен колоколам базилики. Безусловно, совместить все это — почти то же самое, что заново построить Саграда Фамилия. Это очень большая и очень сложная работа. Но нас вдохновляет то, что идея Гауди не была воплощена до сих пор, и нам остается только догадываться, каков же будет результат после окончания строительства. Ведь у великого мастера было много порою необычных, и в то же время фантастически гениальных идей.
Вы учились в разных школах Европе, в Испании. Когда вы изучали историю и музыкальную литературу, что вы проходили из русской музыки и каких русских композиторов?
— В моем образовании пианиста я подвержен большому влиянию русской музыки — прежде всего Рахманинова и Чайковского. Очень жаль, что они не писали для органа. Поэтому я делаю свои транскрипции. Очень интересна для меня музыка Прокофьева.
Спасибо. Будем ждать новых концертов у нас в России.
До новых встреч!
Беседовал Анатолий Погодин
Ближайшие события
07 Окт 20212021.10.15. МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ORGAN TAURIDA». Башкирская Филармония. Лауреат международных конкурсов Владимир Скоморохов15 октября 2021, Башкирская Филармония Органный зал / 12+ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ORGAN TAURID...
07 Окт 20212021.10.08. МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ORGAN TAURIDA». Лауреат международных конкурсов Владимир Скоморохов,КГАУК «Красноярская краевая филармония», Органный зал / 12+ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «...
07 Окт 20212021.10.10. Белгородская Государственная филармония. ТИМУР ХАЛИУЛЛИН — лауреат всероссийских и международных конкурсов, первого Всероссийского конкурса «ОРГАНИСТ ГОДА 2020»10.10.2021 в 17:00 Белгородская Государственная филармония — Концерт в рамках проекта Марафон...
06 мая 20212021.07.10 «Ночь в барочном стиле» Заслуженный артист России, Алексей ПАРШИН (Москва) – органРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АЛЫЕ ПАРУСА» БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ «ГЁ...
06 мая 20212021.07.03 «Moz’ART белых ночей» Елене ГВРИТИШВИЛИ – сопрано, Анна КОЧЕТОВА – сопрано, Сергей СИЛАЕВСКИЙ – орган, 22:00РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АЛЫЕ ПАРУСА» БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ «ГЁ...
Свежие новости
07 Окт 20212021.10.15. МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ORGAN TAURIDA». Башкирская Филармония. Лауреат международных конкурсов Владимир Скоморохов15 октября 2021, Башкирская Филармония Органный зал / 12+ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ORGAN TAURID...
07 Окт 20212021.10.08. МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ORGAN TAURIDA». Лауреат международных конкурсов Владимир Скоморохов,КГАУК «Красноярская краевая филармония», Органный зал / 12+ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «...
07 Окт 20212021.10.10. Белгородская Государственная филармония. ТИМУР ХАЛИУЛЛИН — лауреат всероссийских и международных конкурсов, первого Всероссийского конкурса «ОРГАНИСТ ГОДА 2020»10.10.2021 в 17:00 Белгородская Государственная филармония — Концерт в рамках проекта Марафон...
06 мая 20212021.07.10 «Ночь в барочном стиле» Заслуженный артист России, Алексей ПАРШИН (Москва) – органРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АЛЫЕ ПАРУСА» БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ «ГЁ...
06 мая 20212021.07.03 «Moz’ART белых ночей» Елене ГВРИТИШВИЛИ – сопрано, Анна КОЧЕТОВА – сопрано, Сергей СИЛАЕВСКИЙ – орган, 22:00РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АЛЫЕ ПАРУСА» БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ «ГЁ...