• Хуан де ла Рубиа
    Хуан де ла Рубиа

Хуан де ла Рубиа – органист из Барселоны, преподаватель Высшей школы музыки в Каталонии, главный органиста базилики Саграда Фамилия (Барселона).

Хуан, Вы не первый раз в России. Какой этот визит по счету и в каких городах Вы бывали?

— Это мой восьмой приезд в Россию.
Я играл несколько раз в Москве, в Петербурге. Не только в Таврическом дворце, но и в Мариинском концертном зале, в Нижнем Новгороде и Калининграде.

В Калининграде в Соборе или в Филармонии?
— В Соборе.

Какой орган Вам понравился больше?
— Все органы разные, у каждого своя душа. Понравился орган в католическом соборе Москвы – он очень большой, с огромными возможностями, со многими регистрами. Очень большой орган в Калининграде. Орган Таврического дворца более скромный по размерам, но для меня он более совершенный, как по звучанию, так и по своим эстетическим качествам. И конечно, мне нравится его отличное состояние, на нем очень приятно играть. Также для меня особенное удовольствие играть в концертных залах, а не в церквях. Как в случае с Таврическим дворцом, так и с Мариинским концертным залом.

А почему Вам нравятся именно концертные залы? Ведь в церквях всегда лучше акустика?
— Гораздо чаще я играю в церквях, поэтому для меня особенно ценны выступления именно в концертных залах. Конечно, игра в концертом зале имеет свои недостатки, например акустика. Но есть и преимущества: в концертном зале люди не только слышат музыку, но и видят исполнителя.

То есть слушатели рассматривают молодого симпатичного органиста, а не слушают музыку?
-Нет, нет, я не об этом! Здесь есть возможность дополнительного самовыражения. Многим людям нравится не только слушать, но и смотреть, как играет исполнитель, как держится во время игры. Разумеется, это не главное, но в целом помогает ощутить и почувствовать музыку.

Нижний Новгород, Москва, Калининград, Петербург – очень разные города. Какие ощущения в целом от России? Были какие-то особенные впечатления?
— Когда я первый раз приехал в Россию, для меня это было настоящим приключением. Первые впечатления были превосходными, в первую очередь благодаря теплому приему российских организаторов. Самые первые мои выступления в Католическом соборе в Москве и в Мариинском концертном зале Петербурга прошли в зимний период, и для меня, южного жителя, это было тяжело климатически. Безусловно, я был поражен колоссальным историческим наследием – церквей, музеев, дворцов. У меня осталось впечатление, что я увидел только самую малую часть. Москва — настолько огромный город, что его просто невозможно охватить. Петербург – город более европейский, с огромным культурным наследием.

Расскажите о Барселоне… В представлении российских туристов Испания – страна, где много органов. Какова ситуация в Барселоне с этими инструментами?
-Сегодня я гулял по городу, около Эрмитажа, видел объявления о концертах. Сравнивал с Барселоной. Мне жаль, что кризис в Испании охватил не только экономику, но и культуру. Петербург не создает такого впечатления, здесь культурная жизнь заметно активней — много концертов, спектаклей и других культурных мероприятий.
В Барселоне, как и в других областях Испании большой вред причинила Гражданская война 30-г.г. Тогда практически все средиземноморские области – от границы с Францией до Гибралтара были опустошены, не могли не пострадать и церкви. В Каталонии было огромное органное наследие, сейчас остались и действуют всего порядка десяти инструментов. Но строятся и новые органы, в частности в Барселоне — в церкви Санта-Хема, в зале в стиле модерн Губерниста, орган монастыря Монсеррат. Все эти органы возрождают настоящий интерес и вкус к этому прекрасному инструменту.

Насколько обширна концертная органная деятельность в Барселоне? Как часто проходят концерты?
-Один концерт в месяц в базилике Саграда Фамилия, во Дворце музыки тоже есть свой музыкальный цикл – три-четыре концерта в год. Кроме того в городе есть и другие органы – например в приходской церкви Ремей. Также в концертном зале Метрополитен Ария выступают студенты Высшей школы музыки Каталонии.

Есть ли в Высшей школе музыки Каталонии кафедра органа или только отдельно класс? Сколько студентов обучается игре на этом замечательном инструменте?
— У нас есть класс органа. Но очень много различных направлений: классические, старинные инструменты Каталонии, современная музыка, джаз, музыковедение, педагогика, звукология.. Органный класс входит в состав кафедры классической музыки. Всего у нас 6-7- студентов – органистов, которых обучает один профессор.

Вы преподаете импровизацию. На последнем концерте Вы импровизировали на тему старинного лютеранского хорала в классическом стиле барокко. Прошлые Ваши импровизации были другими. Что для Вас импровизация – возможность встроиться в какой-то стиль – французский, немецкий? Или же это только Ваша собственная импровизация, импровизация души музыканта?
— Я импровизировал в Берлине с Вольфгангом Зайфеном. Его обязательно нужно пригласить выступить в Таврическом. Это музыкант-импровизатор самого высочайшего уровня, способный импровизировать в каждом музыкальном стиле.
Если говорить об импровизации в общем, её цель на концерте – безусловно, шоу. Показать публике, что ты способен сочинить что-то непосредственно в данный момент. В рамках концерта можно сделать стилистическую или свободную импровизацию. Здесь уже не будет такого жесткого языка – барочного или немецкого, просто творишь свой собственный стиль. Тембр органа, его звучание, настроение, собственные ощущения имеют огромное значение в выборе стиля импровизации. Например, на открытии органа в Таврическом дворце я играл импровизацию на тему песни «Вдоль по Питерской».

Вы являетесь главным органистом базилики Саграда Фамилия в Барселоне, которая играет важнейшую роль в европейском искусстве XX века. И, видимо после того, как будет окончено строительство, базилика будет самым большим католическим храмом Испании. В связи с этим интересно узнать, какова ситуация с органом и какие планы строительства?
-Сейчас в Базилике есть первый малый орган — алтарный орган в пресвитерии, практически такой же, как в Таврическом. Относительно маленький, конечно же. Сама базилика в двадцать раз больше зала Таврического дворца. При строительстве органа мы опираемся на два аспекта — слова Антонио Гауди и потребности нашего времени. Величайший архитектор очень ценил музыку, особенно хоровую, а она нуждается в органном сопровождении. Он задумывал орган или несколько органов в средокрестии, центральном месте храма, к которому обращено основное внимание прихожан. Место для хора в храме достаточно большое, хор может состоять из 800 человек. Мы думаем о строительстве большого органа, который бы гармонично сочетался с нынешним алтарным органом в пресвитерии. В то же время этот архитектурно-музыкальный комплекс должен быть созвучен колоколам базилики. Безусловно, совместить все это — почти то же самое, что заново построить Саграда Фамилия. Это очень большая и очень сложная работа. Но нас вдохновляет то, что идея Гауди не была воплощена до сих пор, и нам остается только догадываться, каков же будет результат после окончания строительства. Ведь у великого мастера было много порою необычных, и в то же время фантастически гениальных идей.

Вы учились в разных школах Европе, в Испании. Когда вы изучали историю и музыкальную литературу, что вы проходили из русской музыки и каких русских композиторов?
— В моем образовании пианиста я подвержен большому влиянию русской музыки — прежде всего Рахманинова и Чайковского. Очень жаль, что они не писали для органа. Поэтому я делаю свои транскрипции. Очень интересна для меня музыка Прокофьева.

Спасибо. Будем ждать новых концертов у нас в России.
До новых встреч!
Беседовал Анатолий Погодин

Leave a Reply