Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ,

Капелла «Таврическая»,

Региональная общественная организация «Алые паруса»,

Благотворительный фонд «Древо жизни»

при поддержке

Комитета по культуре Санкт-Петербурга

 

Фестиваль «Потемкинские встречи»

К 10-летию Таврической Капеллы

 

28 ноября 2019 года, начало в19:00

 

ОРГАННЫЙ ЗАЛ ТАВРИЧЕСКОГО ДВОРЦА

«Живой и духовой органы»

Солисты:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОГОВОЙ ОРКЕСТР.

Художественный руководитель СЕРГЕЙ ПОЛЯНИЧКО 

Солистка: ОЛЬГА КОТЛЯРОВА (орган)

 

Продолжительность концерта: 2 часа с антрактом.

КУПИТЬ БИЛЕТ

В программе концерта прозвучат произведения: И.С. Баха, Дж. Каччини, П.И. Чайковского, Л. ван Бетховена, В.А. Моцарта, Р. Штрауса, Дж. Россини, Д. Бортнянского, А.Марчелло, А. Солера, Дж. Мартини, Г. Шейдеманна, А. Вивальди, И. Брамса, Л. Вьерна, Дж. Кларка, Р. Глиэра, М. Таривердиева

Роговая музыка. Вчера, сегодня, завтра.

В одном из своих значений слово «капелла» это — «храм, входящий в состав большого учреждения». В декабре 2019 года исполняется 10 лет с того момента, когда в международном учреждении — резиденции Межпарламентской Ассамблеи стран-участников СНГ, расположившейся в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, возобновил свою просветительскую деятельность подлинный храм искусств – Капелла «Таврическая». Исторические парадные залы одного из лучших архитектурных ансамблей культурной столицы России были открыты для проведения концертов классической музыки. А в память о первом владельце дворца – Светлейшем князе Григории Потёмкине и музыкальный фестиваль, уже ставший ежегодным, получил название «Потёмкинские встречи».

Зимой 2011 года в Купольном зале дворца был установлен великолепный духовой орган испанского производства. Фирма «Гренцинг», ставшая победителем конкурса на право создания музыкального инструмента, выполнила заказ на «отлично». Великолепие звуков способно поразить самого изысканного ценителя, а грандиозные парадные залы Таврического дворца, обладающие превосходной акустикой, идеально подходят для проведения концертов органной, хоровой, вокальной музыки.

28 ноября, чередуясь поочерёдно с духовым органом, во дворце вновь зазвучит и «орган роговой» — постоянный гость фестивалей «Органные вечера в Таврическом дворце» и «Потемкинские встречи». И этот коллектив достоин отдельного рассказа. Ведь когда говорят об уникальности России, чаще всего вспоминают о ее подземных кладовых, лесных и водных ресурсах. О явлениях отечественной культуры, которые не имели и не имеют мировых аналогов, слышать приходится не часто.

Наш сегодняшний собеседник – художественный руководитель Государственного рогового оркестра Сергей Александрович Поляничко. В 2006 году он — молодой валторнист из Санкт-Петербурга, лауреат международного конкурса, неожиданно для многих отказался от перспективной карьеры солиста-духовика ради, казалось бы, безнадежного дела. Сергей стал воссоздавать музыкальный жанр, о котором даже в энциклопедиях указывалось, что он утерян и его возрождение невозможно.

Сергей Поляничко:

Роговые оркестры – исключительно российское явление, возникшее в 1751 году по инициативе генерал-аншефа Семена Кирилловича Нарышкина. За короткий период времени такие оркестры стали настолько популярными, что, например, в середине 19 века Императорский егерский хор состоял из 300 рожечников, а отечественные оркестры даже выезжали на гастроли в Европу. И ни в одной стране, никто, никогда не брался перенимать это искусство.

Однако уже к концу 19 века жанр стал угасать, а вскоре вовсе исчез. И нам пришлось быть не только музыкантами, но и историками, перелистав тысячи архивных документов. А с учетом того, что на тех инструментах, которые сохраняются в музеях, вести полноценную оркестровую деятельность невозможно, пришлось еще изучать основы работы с металлами. А как иначе? Ведь инструменты для роговых оркестров изготавливаются именно из сплавов. Ни о каких животных, а этот вопрос мне задают довольно часто, в нашем случае и речи быть не может. Поэтому нам предстояло заново разрабатывать всю технологию создания роговых инструментов. Но результат стоил затраченных усилий. Ведь после этого была настоящая победа. Когда за 53 дня и ночи мы изготовили первые, минимально необходимые для рогового оркестра, 74 инструмента. Сегодня их уже – 106. И на каждом можно сыграть только одну ноту. Поэтому роговые оркестры часто называют «живым органом». Что почти — правда.

Но для нас орган никогда не был и не будет конкурентом. Это – взаимно. Одно из самых любимых мест для выступления Российского рогового оркестра в родном для него Санкт-Петербурге — Таврический Дворец.  Историческое место, где само название связано с князем Григорием Потёмкиным-Таврическим, окончательно присоединившим Крым-Тавриду к России в 1783г. И именно в этот же год на берегу Невы началось строительство дворца, где сразу по завершении строительных работ был установлен орган. Инструмент, который упоминался даже Державиным, как важная часть празднеств по поводу взятия Измаила. Та же история говорит, что во время званых вечеров во дворце играли и десятки роговых оркестров. Часть из них располагалась даже на лодках: Нева совсем рядом.

Когда в 2011г. в Таврическом дворце появился новый уникальный орган, практически одновременно здесь стал выступать и наш коллектив. Причем на многих концертах орган и роговой оркестр звучат одновременно. Поверьте, это действительно стоит услышать! У нас на сцене 14 человек. На всю страну. За те тринадцать лет, которые прошел возрожденный оркестр, мы получили огромный опыт, знания, разработали методики обучения музыкантов. Кстати, сейчас с оркестром начинает работать исследовательская группа, фиксирующая положительное влияние музыки на здоровье. И если, как говорят эксперименты, колокола могут бороться с болезнями, то эффект роговой музыки вполне сравним с колокольным звоном.

РОГОВОЙ ОРКЕСТР

Петербургский коллектив, возрождающий утраченный жанр русской роговой музыки, который зародился в императорской России 18 века.  Аналогов жанра русской роговой музыки в мире нет. По звучанию и устройству, роговой оркестр похож на орган.  Роговой оркестр уникален внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога только одну ноту, но при совместном исполнении отдельные ноты связываются и превращаются в музыку. Поэтому роговой оркестр – яркий пример единения, где индивидуальное мастерство каждого исполнителя – фундамент успеха коллектива. За плечами Российского Рогового Оркестра сотни концертов на российских и зарубежных сценах, среди которых Государственный Кремлевский Дворец, залы Московского Кремля и Эрмитажа, залы Московской и Санкт-Петербургской филармоний. Оркестр гастролировал в Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Голландии, Германии, Франции, Испании, Италии, Австрии, Чехии, Польше, Белоруссии, Молдове, Армении, Казахстане, Бахрейне, Непале, Израиле, Гонконге, Китае, Кубе, США и в регионах России. В составе Государственного Рогового Оркестра 17 музыкантов – студентов и выпускников Санкт-Петербургской консерватории, среди которых лауреаты всероссийских и международных конкурсов. В коллекции оркестра 106 уникальных по тембру инструмента ручной работы с диапазоном в 4 октавы, сделанные в мастерской Центра роговой музыки. Основатель и художественный руководитель коллектива – дирижер Сергей Поляничко.

СЕРГЕЙ ПОЛЯНИЧКО

Родился в 1974 году в семье музыкантов. Отец Александр Поляничко – дирижер, Заслуженный артист РФ, лауреат I премии Всесоюзного конкурса дирижеров, мать – Елизавета Поляничко – педагог.  С 1986 года обучался в средней специальной музыкальной школе при Санкт-Петербургской государственной консерватории по классу валторны профессора В.М. Буяновского. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию по классу валторны профессора А.Е. Глухова. Лауреат Международного конкурса валторнистов. Факультативно занимался на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе профессора И.А. Мусина. Окончил Санкт-Петербургский государственный театральный институт и Санкт-Петербургскую школу телевидения, вел программы на каналах «Санкт-Петербург 5 канал» и ТВ6. Прошел подготовку в рамках программы «Кадровый резерв» в ИМИСП. С 1997 по 2009 – артист Мариинского театра.  Гастролировал в Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Швеции, Дании, Голландии, Германии, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Австрии, Чехии, Польше, Болгарии, Белоруссии, Молдове, Армении, Казахстане, Бахрейне, Непале, Израиле, Гонконге, Китае, Кубе, США.  Принимал участие в мастер-классах дирижеров: Александра Поляничко, Владимира Понькина, Йормы Панулы, Яна Латем-Кенига.  Стажировался на факультете оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории в классе профессора В.А. Чернушенко.  С отличием окончил Ростовскую государственную консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования в классе профессора А. М. Поляничко.  Как дирижер сотрудничает с оркестрами Sinfonia Varsovia (Польша), Российским Национальным Оркестром, ГАСО им. Е.Ф. Светланова, БСО им. П.И. Чайковского. В качестве дирижера-ассистента участвовал в постановках оперы «Борис Годунов» в Опере Монте-Карло, опер П. Чайковского «Мазепа» и «Евгений Онегин» в Валлийской Национальной опере. В 2006 году создал и возглавил уникальный Государственный Роговой Оркестр. С 2007 года – директор «Центра роговой музыки», художественный руководитель и главный дирижер Государственного Рогового Оркестра. С 2015 года художественный руководитель – директор ФГБУК «Российский центр духовой музыки».

РОГОВАЯ МУЗЫКА

Жанр роговой музыки возник в 1751 году в царствование Императрицы Елизаветы. Его превосходительство, гофмаршал, директор Императорских театров Семен Кириллович Нарышкин решил улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это послужило началом организации новой охотничьей музыки, аналогов которой в мире не существовало. Простая идея согласовать по полутонам охотничьи рога привела к фантастическому результату. Необычайно сильное звучание единого по тембру рогового оркестра, напоминающее звучание органа, поразило императрицу Елизавету и высшую знать. При царском дворе было организовано два роговых оркестра. Примеру царицы последовали Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин, Шереметев и другие. «Барская забава» превратилась в искусство. Роговые оркестры быстро вошли в моду и стали широко популярны. С этого момента государственные церемонии, коронования, дипломатические приемы, придворные балы, царская охота, а также народные гуляния и публичные концерты проходили с участием роговых оркестров. Более 100 лет роговая музыка не имела конкурентов в России, играя ведущую роль в её культурной жизни, но время шло, музыкальные вкусы и предпочтения менялись. Постепенно в моду вошли европейские духовые и симфонические оркестры, и для роговых коллективов наступило время забвения. Секреты исполнения и ноты были утеряны.  За последние полтора века попытки возродить жанр роговой музыки предпринимались много раз, но не приводили к долговременному успеху. Возродить простой на первый взгляд принцип: «один музыкант – один инструмент – одна нота», лежащий в основе исполнения роговой музыки, на практике оказалось бесконечно сложно.  Удачную попытку сделал в 1882 году барон К.К. Штакельберг, который возродил роговой оркестр, приурочив это событие к церемонии коронования Александра III. Комплект инструментов, созданный по этому случаю, сохранился до наших дней и находится в музее Шереметева в Санкт-Петербурге.  Роговой оркестр прозвучал на церемонии коронования Николая II, 14 мая 1896 г. Это были последние звуки роговой музыки… до начала 21 века.

Ольга КОТЛЯРОВА (орган)– выпускница Санкт-Петербургской консерватории, лауреат международных конкурсов, член Союза концертных деятелей и солистка Петербург-Концерта. Ведет активную сольную деятельность как пианистка, органистка и клавесинистка. Выступает на лучших концертных площадках Европы, среди которых: знаменитые Концертгебау в Амстердаме, де Сингел в Антверпене, Домский собор в Риге, Концертный зал им. Чайковского в Москве, большой и малый залы Санкт-Петербургской филармонии.

Орган в Таврическом Дворцебыл установлен по инициативе и силами международного благотворительного фонда «Древо жизни», компании «Арт-Ассамблеи», Капеллы «Таврическая», Региональной общественной организации «Алые паруса» при поддержке Правительства Российской Федерации и Совета Межпарламентской Ассамблеи государств –  участников СНГ.

Орган Таврического дворца изготовлен в Барселоне на фирме «Герхард Гренцинг» (GerhardGrenzing) в 2010 году. Открыт в феврале 2011 г. Почетным органистом Таврической Капеллы с 2011 года является испанский музыкант Хуан де ла Рубиа — главный органист базилики Саграда Фамилья в Барселоне.

Авторы идеи и организаторы проекта установки органа –

Елена Демидова и Алена Петрова

Диспозиция и проспект органа – Анатолий Погодин

Партнеры фестиваля:логистическая компания «ISGL» (www.isgl.ru), ювелирная компания «Владимир Михайлов» (www.vmikhailov.com), студия флористов Бермяковых, (www.tsubaky.ru),компания «TripVR» (www.tripvr.ru);креативное пространство «Люмьер-Холл» (www.lumierehall.ru)и Планетарий №1 в мире, многопрофильная компания «Арт-Центр ПЛЮС» и информационное агентство «Музыкальный клондайк».

Цена: 600-2000 рублей, билеты во всех театральных и интернет-кассах города.

Вход во дворец только при наличии БИЛЕТА и ПАСПОРТА!

Справки по телефону: +7 (911) 929 22 48

Адрес:Санкт-Петербург, Таврический дворец,  ул. Шпалерная, д. 47

Транспорт:ст. м. «Чернышевская», маршрутное такси № 46, 76, автобус № 46

www.capellataurida.ru

www.art-assemblies.ru

 

Группы Таврического Органного зала в соцсетях:

https://vk.com/organ_tavrich

https://www.facebook.com/capellataurida/?fref=ts

https://twitter.com/OrganTaurida

https://www.instagram.com/art_assemblies/